Вторник
30.04.2024
01:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт группы "Кораблик" Ста...
Главная Регистрация Вход
эмоционально-волевые расстройства »
Меню сайта

сайт в калогах
Каталог образовательных сайтов

Классификация эмоционально-волевых расстройств у детей

В последнее время наблюдаются тенденции по увеличению эмоционально-волевых расстройств у детей дошкольного возраста. Задача родителей – своевременно распознать у любимого чада подобное состояние и заняться его лечением.

Эмоции — это особый вид высшей нервной деятельности человека. С их помощью выражается общее эмоциональное состояние и реакция на окружающий мир. Эмоционально-волевая сфера занимает главенствующее положение в развитии личности человека. Она начинает формироваться уже во внутриутробном развитии ребенка.

Детский возраст – это временной отрезок, характеризующийся наличием спокойных эмоций, отсутствием вспышек агрессии. Это достаточно стабильный период, в котором закладывается определенный эмоциональный фон. Действия ребенка доброжелательны, он открыт для окружающих. Он находится всегда в информационном поиске. По мере развития у него появляются новые потребности, мотивы, цели. В этот период формируется мотивационная система, которая ведет к появлению волевых усилий. Правильной закладки эмоционально-волевой сферы должны сопутствовать общение со сверстниками, развивающие занятия, игры, совместная деятельность. Если правильно сформировать эту деятельность, то ребенка в дальнейшем ждет успех во всем.

К сожалению, добиться этого удается не всем родителям, и тогда у ребенка возникают волевые расстройства. Что это такое и чем чревато данное состояние? Если сказать в двух словах, то это процесс нарушения психики, который может проявляться в частых перепадах настроения, нежеланием что-либо делать, повышенном чувстве тревоги и пониженной самооценки. Вообще, понятие воля подразумевает достижение любой цели путем собственного желания это сделать; умение правильно координировать свои действия. Воля находится на одной ступеньке с эмоциями. Это два неразделимых процесса. Нарушение одного часто приводит к нарушению другого.

Классификация эмоционально — волевых расстройств включает в себя совокупность патологий воли и эмоциональной сферы. Патологии волевой сферы подразделяются на следующие:

Гипербулия – сопровождается сильным увеличением волевой активности, которая приводит к необдуманным поступкам, не реальным идеям, несущим бредовый характер. Таким больным кажется, что их идеи самые лучшие, и они пытаются воплотить их в жизнь.

Гипобулия – напротив, это сильное снижение волевой активности. Человек впадает в депрессию и апатию, долгое время может находиться в одной и той же позе, плюс ко всему не хочет выполнять никаких действий.

Ступор – выражается в общей заторможенности организма.

Мутизм – целенаправленный отказ от речи, нежелание общаться.

Негативизм – перевод всего в негативную форму.

Стереотипия – многократное повторение слов, фраз или движений.

Пассивная подчиняемость – выполнения всех без исключения просьб.

Эхопраксия – имитация действий другого субъекта.

Эхолалия – повторение последних фраз собеседника.

Каталепсия – не сознательное изменение позы, в которой больной может долго находится, невзирая на удобство

Нарушения эмоциональной сферы:

Патологический аффект – резкие приступы ярости, возникающие на незначительные замечания, которые сопровождаются негативными действиями. После совершенного наблюдается амнезия.

Эйфория – особо приподнятое настроение. Жизнь кажется беззаботной, веселой, нет никаких проблем.

Мория – неоправданное повышенное настроение.

Дистимия – обратный процесс мори. Для больного все плохо, жизнь не сложилась должным образом.

Тревога – необоснованное чувство страха, беспокойства, переживаний, душевных терзаний.

Дисфория – характеризуется повышенной озлобленностью, желанием вылить весь негатив на окружающих. Если не получается это сделать, такой больной может нанести себе физическую травму, как бы направляя негатив на себя.

Эмоциональная слабость – характеризуется перепадами настроения. То хочется плакать, то смеяться.

Эмоциональное оскудение – не проявляются чувства сопереживания, деликатности, такта.

Неадекватность эмоций – несоответствующее проявление эмоций на конкретную ситуацию.

Апатия – характеризуется полным безразличием к окружающему миру и себе.

Приведенные эмоциональные и волевые расстройства характерны как для взрослого человека, так и для ребенка. В случае с детьми они проявляются не так активно. И чтобы их распознать нужно при развитии ребенка обращать внимание на любые мелочи. Если возникает малейшее сомнение нужно обратиться к специалисту для выявления патологии.

Как распознать такого ребенка? Прежде всего стоит отметить, что подобный недуг может иметь место в случае, когда:

·Во время родов была получена родовая травма, которая привела к какому-нибудь неврологическому заболеванию.

·У ребенка нет определенного режима. Спит, кушает, когда захочет.

·Наблюдается отставание в развитии на два месяца по сравнению со сверстниками.

·Задержка речевого развития.

·Ребенок ведет себя агрессивно. Может ударить другого ребенка. Жестоко относится к животным.

·Ребенок не приучен к дисциплине.

·Ребенок истеричный, плохо спит, раздражителен всегда.

·Часто болеет, в особенности простудными заболеваниями.

·Чрезмерно не внимательный, часто отвлекается.

·Не воспринимает и не усваивает школьный материал, даже если посещает дополнительные занятия.

·Если в семье родители постоянно ругаются.

·Возникает неприязнь к новому.

·У ребенка нет друзей.

Также можно провести анкетирование, по результатам которого установить наличие или отсутствие эмоционально-волевых расстройств.

Перечень вопросов анкеты:

Неусидчивость на стуле.

Не сидит спокойно на месте, когда нужно это сделать.

Постоянно отвлекается на шумы.

Не умение вести себя в коллективе во время игр. Хочет сделать все побыстрее.

Не дослушивает до конца вопрос, выкрикивая, дает неправильный ответ.

Сложности при выполнении заданий.

Присутствует рассеянность во время игры.

Часто берется за что-нибудь и не доведя до конца, бросает.

Во время игры ведет себя шумно.

Слишком разговорчив.

Часто мешает другим детям играть.

Отрешенный взгляд во время беседы.

Часто теряет нужные вещи.

Без определенного смысла может совершить действие, которое приведет к негативным последствиям.

Если набирается от восьми до четырнадцати положительных ответов – следует обратиться к специалисту. По данным вопросам анкетирования можно составить психологический портрет своего чада. Так, ребенок гиперактивный ему присущ пункт первый, второй, девятый и десятый. О невнимательности говорят вопросы: третий, шестой, седьмой, восьмой, двенадцатый, тринадцатый. А если ребенок вспыльчивый для него характерны вопросы четыре, пять, одиннадцать и четырнадцать.

Эмоционально — волевые расстройства у детей активно формируются под влиянием социума. Обычно этому подвержены брошенные дети или обладающие какими-то дефектами в развитии (чаще всего, нарушение интеллектуального развития в целом) . Если имеет место это явление, то ребенок будет замкнутым, необщительным, не имеющим мотивации к действиям, не целеустремленным. У него будут проявляться приступы агрессии, раздражительности, эйфории и многое другое. Такому человеку в дальнейшем будет очень сложно приспособиться к обычной жизни.

Почему же возникают эмоционально — волевые расстройства у детей? Причины тому могут быть самые различные:

·Не правильно составленный режим дня.

·Требования и действия родителей не совпадают с таковыми в детском саду, школе.

·Информационные перегрузки.

·Избыточная строгость родителей.

·Неблагополучные семьи.

·Чрезмерные претензии и требования со стороны родителей.

При обнаружении таких расстройств необходимо вовремя оказать малышу квалификационную помощь. Существует две группы методов, направленные на устранение данной причины — это основные и специальные. Это два взаимосвязанных, взаимодополняющих способа устранения этой серьезной проблемы. Целью данных методов выступает коррекция психологических расстройств. К первой группе относятся игровые методы, различные виды психоанализа, метод рисования и другие. Специальные методы должны быть подобраны строго индивидуально.

Развитию эмоционально – волевой сферы стоит уделять наибольшее внимание. Ведь не редко человек, обладающий каким-либо физическим недостатком, благодаря своей воле может преодолеть не преодолимое и сделать то, что не под силу другим

 

АНКЕТА

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле ребёнок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе
(занятия в школе, экскурсии и т. д.).
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг).
14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
При этом ребёнок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Если у ребёнка 8 из 14 симптомов, то ему нужна помощь.

Симптомы можно поделить на группы:
1. Признаки гиперактивности — пункты 1, 2, 9, 10.

2. Признаки невнимательности и отвлекаемости — пункты 3, 6-8, 12, 13

3. Признаки импульсивности — пункты 4 , 5, 11, 14

 

Вход на сайт

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz